Что может сравниться со строительством моста? Прокладывая сушу над водой, мы соединяем миры.

МОСТ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МОСТ » Гостиная » Принцип ухудшающего отбора в культуре


Принцип ухудшающего отбора в культуре

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Впервые принцип ухудшающего отбора описал американский экономист Джордж Акерлоф в 1970 году в статье "Рынок лимонов". "Лимонами" в США называют подержанные автомобили, которые внешне для неспециалиста выглядят неплохо, но на самом деле никуда не годятся. Акерлоф продемонстрировал, что, если на рынке нет честной экспертизы качества, продавать хорошо сохранившиеся машины становится невыгодно. Покупатели, не понимая, как им отличить хорошие авто от плохих, не готовы платить справедливую цену. В итоге рынок вторичных машин разрушает себя изнутри, поскольку на нём остаются только плохие машины. Для нормализации нужно обеспечивать покупателей равной с продавцом информацией о качестве товара, что, конечно же, невыгодно недобросовестным продавцам. Поэтому при отсутствии внешнего регулирования или организованных инициатив со стороны каких-то общественных движений такая информация не появляется, и рынок продолжает деградировать. За объяснение этих процессов в 2001 году Акерлоф получил Нобелевскую премию по экономике.

Но самое любопытное, что этот принцип очень хорошо применим и на рынке культурных продуктов. И даже более явно проявляется. И вот это как раз самое интересное.
Вот говорят - массовая культура, мол, культура для домохозяек, но человек, у которого запросы выше, всегда имеет возможность не подчиниться её влиянию. Но есть ли у такого вот эстета в условиях массовой культуры критерии оценки, а также, что важно, полная и достоверная информация о продуктах культуры не массовой?
В мире ежегодно выпускается примерно полмиллиона музыкальных треков, столько же книг, около 5 тысяч фильмов. Разумеется, даже если  у человека очень много свободного времени - он не сможет это всё прослушатьи просмотреть. Даже если ограничиться определенными жанрами и темами. Приходится выбирать. Каким образом? Разумеется, по рецензиям, обзорам и советам друзей. И, пожалуй, только советы друзей в этом смысле могут претендовать на какую-то объективность и уникальность. Если не принимать в расчет, что на выбор первого из просмотревших тоже повлияли рецензии и обзоры.
Ну а раз мы не можем сделать выбор самостоятельно - издатели делают этот выбор за нас. И деньги аффтаров очень помогают издателям в этом выборе :) Так появляются хиты, блокбастеры и бестселлеры, которые, с одной стороны, заточены под средний массовый вкус, а с другой стороны - формируют его, привлекая всё новую аудиторию. И получается, как с "лимонами" - деградация рынка. В итоге, вместо того чтобы составлять персональные "потребительские корзины" под свой собственный вкус - мы смотрим и слушаем одно и тоже, и даже небольшое взбрык в сторону от этого массового вкуса преподносится нам как "другое кино" и "альтернативная музыка".  Интенсивная реклама хитов перетягивает аудиторию от других произведений, и в результате бОльшая часть творцов просто не может достучаться до своего потребителя. А потом Филя Киркоров приводит неоспоримый аргумент - на мои концерты ходят, значит, меня любят. Эти проблемы довольно интересно описаны в книге американского юриста Лоуренса Лессинга "Свободная культура" (http://www.artpragmatica.ru/lessig)

(ц) (общий смысл пересказан по материалам статьи Александра Сергеева, опубликованной в журнале "Вокруг света" 07.2008)

И вот спрашивается, господа - как нам с этим жить? Как вы с этим живете? Как вы узнаете о книжных, музыкальных и кинематографических новинках? Есть у вас какие-то секреты? :)

2

И все-таки культура не подержаный автомобиль.

Поскольку в автомобиле критерии качества естественно логичны
- хороший двигатель
- хорошая ходовая
- хорошее навесное оборудование
- достойный внешний вид

При этом вкусы даже на рынке автомобилей могут сильно изменять цену и в одну и в другую стороны.

А вот с культурой дело гораздо сложнее. Поскольку непонятно (для меня лично) что её формирует у того или иного человека. Очевидно влияние СМИ и общества. От него никуда не денешься. А если хочется деться, придется выбросить телевизор, не читать газет, не верить рецензиям.

При этом может возникнуть вакуум культуры. Интроецировать уже не хочется, а своего вкуса еще нет.

Я считаю, что при желании сформировать свой вкус надо пробовать... Как ни банально это звучит. Попробовал - не понравилось, выплюнул. Пробуешь дальше.

Либо иметь человека, вкусу которого доверяешь по тем или иным причинам. Который для тебя авторитетен.

Мне лично представляется, что, начиная с какого-то момента, хочется не смотреть что-то необычное, но создавать это что-то самостоятельно... Наверное так можно перейти от созерцания к творчеству?

3

Joujel' написал(а):

Как вы узнаете о книжных... новинках? Есть у вас какие-то секреты? :)

Есть. :yep:
Секрет называется Бальзак.   
Подруга детства - мой личный "библиотекарь". Она книжки покупает, а я их читаю.
Причем, она страшно любит их выдавать почитать в обмен на беседы о восприятии литературы за чашкой кофе.
А я очень люблю кофе, и на такой обмен всегда иду с присущей мне корыстной радостью.  :D

4

Я думаю, у большинства людей вкус формируется в семье. И себя я отношу к этому большинству.
Есть, впрочем, у меня знакомые - принадлежащие к меньшинству, вкусы которого формировались независимо от семьи. В таком случае внешнее влияние тоже было, обычно, со стороны каких-то старших людей в школьные годы (у пары знакомвых это был учитель, у другого - дядюшка), и потом - продвинутых ровесников в годы ранней юности.
После того, как вкус сформировался (мне кажется, к 25 годам этот процесс можно считать завершенным), человек уже больше опирается на свое мнение. Те исключения, с которыми я сталкиваюсь, производят впечатление патологических. У меня есть знакомые лет 35, которые повторяют, как попугаи, то мнение о, скажем, книге, которое услышали от значимого человека. Обычно так жены повторяют суждения мужей. Грустное зрелище... Хотя мужьям, наверное, нравится :D .
У меня вкус в отношении книг вполне утвердился. Но иногда чье-то мнение позволяет мне увидеть то, что я не заметила сама. Так что сформированность - не значит закоснелость.
Ну а в отношении кино у меня вкуса скорее нет. Я кино не люблю и смотрела его довольно мало. Поэтому я чаще следую рекомендациям хороших знакомых. Но далеко не всегда мне нравится то, что посоветовали посмотреть.

5

Terrin

Ой...  :huh:

Что-то я себя ни в одной из перечисленных категорий не обнаружила.
В семье обычно читались книги военно-исторического характера (отцом) и страстные романы про любофф (матерью).
Муж тоже не повлиял никак, за неимением оного...   :dontknow:
Про учителей вообще даже вспоминать грустно.

Хе-хе...  :|

6

Что, прям вот никто не повлиял? Ни старшие в детстве, ни ровесники в юности? Совершенно сам собой возник вкус?

Ну что ж, значит, ты из третьей категории :crazy: .

7

А вот фиг его знает...
Как-то с миру по нитке надергано.
Может, у меня его и нету вообще, вкуса этого?  :unsure:

8

Uscita написал(а):

А вот фиг его знает...
Как-то с миру по нитке надергано.
Может, у меня его и нету вообще, вкуса этого?

Предлагаете попробовать Вас на вкус? То есть хотите отдать миру по нитке?

9

Uscita написал(а):

Есть.
Секрет называется Бальзак.   
Подруга детства - мой личный "библиотекарь". Она книжки покупает, а я их читаю.

А у меня друг-Джек такой же "библиотекарь". :rolleyes:

10

Мой вкус формировался абсолютно везде и продолжает формироваться до сих пор. Очень надеюсь, что процесс формирования вкуса завершится одновременно с процессом жизнедеятельности...

Теперь о культурном отборе.
Есть такое мнение, ага, слыхали: о времена, о нравы... и так далее. Причем нечто подобное твердили и наши предки 100, 500 лет назад. А вот поди ж ты! Жив, курилка ))) Это я про культуру.

Joujel' написал(а):

Но есть ли у такого вот эстета в условиях массовой культуры критерии оценки, а также, что важно, полная и достоверная информация о продуктах культуры не массовой?

Ни разу в жизни не встречала эстетов-одиночек. В смысле, людей, чьи эстетические пристрастия были бы абсолютно уникальны. Это невозможно, так как откуда им тогда взяться? Чтобы ценить некую эстетику, надо быть с ней хотя бы знакомым. А это уже  как минимум два человек: творец и его поклонник, у каждого из которых есть какие-то небезразличные им люди, с которыми хочется поделиться яркими переживаниями. И пошло-поехало...
Но мне кажется, судьба эстетов волновала автора статьи в последнюю очередь. Скорее всего, это очередной камень в огород масс-медиа и оболванивания молодежи. А это не интересно! Молодежь "оболванивали" во все времена: джаз, импрессионисты, искусство ар нуво в своё время тоже считались порочными, а нынче это классика.
Насчет того, что творцы не могут достучаться до потребителя. Ха-ха-ха! Никогда "высокое" искусство не станет массовым. И тесли вдруг по МТВ начнут крутить Бетховена, канал обанкротится. Хуже того, "обанкротится" сам Бетховен. Кто как, а я лично не могу больше слушать "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Потому что это больше не мелодия, а рингтон для мобильника :( И "Утро в сосновом бору" Шишкина больше не картина, а обертка для конфеты. Про старушку Джоконду я вообще молчу.
Словом, я за то, чтобы эстетика осталась эстетам, а Киркоров - всем остальным. Пусть радуются и не мешают жить нормальным людям :glasses:

11

Maрихуана написал(а):

Словом, я за то, чтобы эстетика осталась эстетам, а Киркоров - всем остальным. Пусть радуются и не мешают жить нормальным людям

:cool:

12

Joujel' написал(а):

И вот спрашивается, господа - как нам с этим жить? Как вы с этим живете? Как вы узнаете о книжных, музыкальных и кинематографических новинках? Есть у вас какие-то секреты? :)

Секрет 1-места, где "масскульта" нет по определению, их очень мало, ессно, но есть-"Фаланстер" в Москве, скажем.
Секрет 2-люди, конечно.Своеобразное даж соревнование с некоторыми-кто первый сообщит о новой хорошей книге или группе :)
Секрет 3-постоянный поиск с настроем, что если облом-не страшно :) Когда покупается куча неведомых книг (в "Макете", например, где можно прекрасные книги по 10-20 рублей штука купить)-и ищется в этой куче жемчужное зерно :)
Секрет 4-то же в Инете. На ресурсе, например, "А-песни" можно найти огромное количество "альтернативной" музыки, качаю и слушаю всё подряд, что-то нра, что-то нет, что-то очень нра- но Киркоров там может появиться только с помощью злобных хакеров :)
Секрет 5-рекомендации тех, кого не знаю в реале, но чье творчество люблю и посему к рекомендациям тож прислушиваюсь-жж и пр.
Секрет 6-бороться и искать, найти и перепрятать :) В смысле, ежели радоваться самому процессу поиска, результат порадует наверняка, имхо :)

13

Terrin написал(а):

Обычно так жены повторяют суждения мужей. Грустное зрелище... Хотя мужьям, наверное, нравится

Я когда-то расстался с одной Еськой вот как раз поэтому-она повторяла все мои, гм, суждения,и так вдохновенно... А хотелось услышать ЕЁ суждения :) Так что насчет нравится-кому как, для меня самостоятельность мышления спутницы/жены-необходимое условие..

14

Янкраш написал(а):

Так что насчет нравится-кому как, для меня самостоятельность мышления спутницы/жены-необходимое условие..

А одно другому не мешает :rolleyes:

15

Maрихуана написал(а):

Но мне кажется, судьба эстетов волновала автора статьи в последнюю очередь. Скорее всего, это очередной камень в огород масс-медиа и оболванивания молодежи.

Статься была про рекомендательные сервисы типа имхонета. А моё весьма вольный пересказ с добавлением всякого своего - это лишь выжимка исторического обзора про принцип ухудшающего отбора.

Насчет того, что творцы не могут достучаться до потребителя. Ха-ха-ха! Никогда "высокое" искусство не станет массовым.

Я не знаю, что такое "высокое" искусство. В наше время тоже пишется классическая музыка, но мне она не очень интересна, поскольку академична и сложна для восприятия. Наверное, это называется высоким искусством. Но я не о нём.

Помимо "высокого", наверняка производится очень много хороших, интересных вещей, о которых мало кто знает. Если завтра Вася Пупкин сколотит собственную группу и станет писать гениальные вещи, но у него не хватит денег купить продюссера для раскрутки, а продаться продюссеру и писать "кассовую" музыку он не захочет - он может, конечно, выпустить альбом на свои деньги. И распространить его... среди своих знакомых. Магазины не возьмутся реализовывать альбом Васи Пупкинда. И о Васе Пупкинде никто не узнает.
То же самое с фильмами, даже с теми, которые представлены как "альтернативное" кино. Это зачастую та же попсня, только с фокусами. 
Наверняка есть куча фильмов, которые не уходят дальше каких-нибудь закрытых фестивальных просмотров.
На СИПе в своё время публиковали список нобелевских лауреатов по литературе за последние несколько лет. Большая часть этих фамилий мне незнакома. Откуда мне их знать? Я захожу в книжный магазин и вижу книги, которые раскручиваются - типа Минаева и Робски, а также я иду в раздел классики или современной прозы, и вижу фамилии, которые мне уже о чем-то говорят. Новую книгу неизвестного мне Пупкинда я возьму в руки только по большому наитию или по рекомендации. Только кто мне её порекомендует - лично нобелевский комитет? :)

16

Maрихуана написал(а):

Янкраш написал:

    Так что насчет нравится-кому как, для меня самостоятельность мышления спутницы/жены-необходимое условие..

А одно другому не мешает :rolleyes:

*задумался*
у моей жены самостоятельное мышление... но при этом она повторяет мои слова, даже зная, что мне это не нра.. понял! о ужас-я женат на попугае! o.O  :playful:
*вспомнился анекдот про жену-пингвина, но жена-попугай - это гораздо интереснее, некоторым знакомым ЧС-никам  рекомендовал бы*  :P  :)

17

Была мысль еще на СиПе-создать тему про книги, где рассказывать о понравившемся.. Буду не на бегу-реализую ее здесь :)
Только предупреждаю-у меня оччень специфические вкусы :playful:  :)

18

Joujel' написал(а):

Если завтра Вася Пупкин сколотит собственную группу и станет писать гениальные вещи, но у него не хватит денег купить продюссера для раскрутки, а продаться продюссеру и писать "кассовую" музыку он не захочет - он может, конечно, выпустить альбом на свои деньги. И распространить его... среди своих знакомых. Магазины не возьмутся реализовывать альбом Васи Пупкинда. И о Васе Пупкинде никто не узнает.

Не всё так грустно :) Вася наверняка знает про "Зигзаг", где таких как он пиарят бесплатно-раз, и куда приходят люди, включая меня, в поисках новых имен-два. В Москве таких мест с десяток только мне известных, реально больше, в Питере тоже. А всё талантливое в среде альтернативщиков расходится молниеносно. Из тех, кто хотел раскрутиться, могу с ходу назвать Арефьеву-был на ее квартирниках, когда она только в Москву приехала, за пару месяцев о ней вся "неформальская" туса узнала. Т.е. ходов, кроме "официальных", уйма-DIY живет и развивается независимо от официоза :)

Отредактировано Янкраш (2008-04-08 18:10:52)

19

Joujel' написал(а):

Только кто мне её порекомендует - лично нобелевский комитет?

А почему бы и нет? В свое время я открыла для себя огромное количество классных авторов, почитывая интервью одного очень уважаемого мной писателя. Просто тупо искала и читала все книги, которые он упоминал как хорошие. Что-то мне понравилось очень, что-то просто вызвало интерес, но ни об одной прочитанной книге я не пожалела.

20

Янкраш написал(а):

*задумался*
у моей жены самостоятельное мышление... но при этом она повторяет мои слова, даже зная, что мне это не нра.. понял! о ужас-я женат на попугае! o.O  :playful:
*вспомнился анекдот про жену-пингвина, но жена-попугай - это гораздо интереснее, некоторым знакомым ЧС-никам  рекомендовал бы*  :P  :)

ой-ой-ой, какие мы бескомпромиссные! :disappointed:
А тебе самому никогда не приходилось повторять чужие мысли, которые пришлись по душе? Я так постоянно этим развлекаюсь. И нет ничего удивительного, что мне нравятся идеи человека, которого я люблю. Благо, мне хватило ума влюбиться не в идиота :crazy:
Хуже того, он тоже то и дело повторяет мои слова. И мне льстит мысль, что приблизительно по той же причине :blush:

21

Янкраш написал(а):

*вспомнился анекдот про жену-пингвина, но жена-попугай - это гораздо интереснее, некоторым знакомым ЧС-никам  рекомендовал бы*

Так-так, тут может быть что-то интересное... Жены-попугаи - для ЧС-ников, жены-наседки - для инфантилов, жены-орлицы - для виктимов... Что там было про пингвинов-то? Не знаю анекдота :dontknow: .
Надо бы все это как-то упорядочить...

22

Maрихуана
Ыыы, так мы просто о разном :) Ессно, любой человек иногда повторяет чьи-то мысли и всем нравятся чьи-то идеи :) Речь идет о повторении в стиле чеховской Душечки, когда мысли любимого не обдумываются, а повторяются некритично абсолютно, по принципу "он мой муж-ему виднее", при этом говорятся вроде как от себя-но когда меняется любимый-меняются полностью и "свои" мысли, как раз как в моем случае было, до степени анекдотической.
Так что в этом-ага, бескомпромиссные :) В желании общаться с людьми (и не только с любимыми), у которых имеется своё мировоззрение, своя система ценностей, а не заимствованная "под ключ". А запрет на повторение чужих мыслей вообще, на встраивание их в свою систему, на их оценку (в т.ч. позитивную :)) мне в голову не пришел бы :)

23

Maрихуана
Подумал, что для меня вообще слово "повторять" в этом контексте негативно звучит. Если тебе, человеку умному безусловно и критичному, понравилась чужая мысль-ты ее, на мой взгляд, либо цитируешь, либо уже встроила в свою внутреннюю систему и эта мысль уже не чужая :) Ни в том, ни в другом случае слово "повторять" не подходит-имхо. А взаимовлияние идейное я обожаю, как же ж без него :) Но-увы-чувствую довольно тонко, когда оно взаимовлияние-как в твоем случае, а когда именно повторение.

24

Terrin
Анекдот старый и несмешной, но в тему вспомнился-про мужчину, который на сайте знакомств вводит параметры искомой супруги-небольшого роста, скромная, непривередливая, не нуждающаяся в дорогих подарках, не боящаяся дискомфорта, умеющая и любящая плавать-и получает ответ "самка пингвина".Знаю, что не смешно, а на анекдот.ру он с год в лучших обитал :)
Классификацию надо бы продолжить..  По стимульным группам:жены-павлины для статусников, жены-краснозобые казарки для "уникальных",а жены-дятлы могут любого задолбать по любой функции.. 


Вы здесь » МОСТ » Гостиная » Принцип ухудшающего отбора в культуре